Рыбаков Вячеслав - Кружась В Поисках Смысла
Вячеслав РЫБАКОВ
КРУЖАСЬ В ПОИСКАХ СМЫСЛА
Книга публицистики Вячеслава Рыбакова - одного из
интереснейших российских писателей, автора романов "Очаг на башне"
и "Гравилет "Цесаревич", соавтора сценария фильма
"Письма мертвого человека".
- Кондуктор! Где я нахожусь?! В каком обществе?!
В каком веке я живу?!
- Да вы сами кто такой?
А.П.Чехов. "В вагоне"
Круг первый. 1986
-----------------
ХИТРОУМСТВУЯ ГЛОБАЛЬНО
______________________________
"Этика всегда и фантастика сегодня".- "СИЗИФ", 1990, № 3.
1.
Современная культурология приходит к выводу, что все
известные нам этические системы выстраиваются на двух
фундаментальных принципах. Во-первых, для каждого благо ближнего
должно быть важнее его собственного блага; во-вторых, по мере
возможности каждый должен стремиться не умножать зла и страданий
вокруг себя. Эти принципы, для современного обыденного слуха
несущие какой-то неприятно религиозный оттенок и звучащие
довольно претенциозно, возникли, разумеется, не сами собой и не
как продукт сознательного творчества. Они выковывались десятками
тысячелетий в ту эпоху, когда человек еще не был вполне
человеком, но уже давно был стадным животным со сложной
психикой. Это животное, с одной стороны, обладало
индивидуальностью и не могло функционировать не индивидуально,
но, с другой, не могло не сосуществовать и не взаимодействовать
с десятками и сотнями других, столь же самостоятельных,
индивидуальностей. Только поведение, построенное более или менее
в соответствии с этими принципами, являлось действенной
альтернативой нескончаемой дуэли каждого с каждым,
самоубийственной для общественного животного. Поэтому можно
считать их социальным выражением инстинкта самосохранения. Благо
ближнего означает интересы людей в целом - объективно они
всегда важнее личных интересов любого отдельного человека, а
неувеличение зла - неухудшение мира, частью которого люди
являются и в котором живут и намерены жить дальше.
Ясно поэтому, что органичное усвоение любой этики приводит к
значительному внутреннему ограничению свободы воли и
значительной внутренней подчиненности воле ближнего. Этический
индивидуум ограничен в своих поступках, так как он ограничен
страхом причинить зло. Но он ограничен страхом причинить зло, и
поэтому ограничен в способности реализовать себя. Чем более
последовательно человек реализует этику, тем больше личных
страданий доставляет ему, зачастую совершенно непроизвольно,
окружающее его общество. Но тем больше, в конечном счете, он
оказывается необходим ему. Он как бы отсасывает на себя, тоже
зачастую непроизвольно, его страдания - особенно когда оно
в силу природных, экономических или социально-политических
факторов начинает страдать особенно сильно. В сущности,
совокупность этических индивидуумов служит единственным
амортизатором, как-то предохраняющим общество от раскола и
междоусобиц при встрясках. Возможности этого амортизатора не
безграничны, и справляется он далеко не всегда. Но некоторое
смягчение он дает всегда. И никакого иного амортизатора у
общества нет.
Различия же этических систем возникают оттого, что смысл
понятий "ближний", "благо", "зло",
"мера возможностей" варьируется от культуры к
культуре и трансформируется от эпохи к эпохе. Например,
важнейшей тенденцией этического развития является постепенное
расширение круга "ближних", поскольку с увеличением и
усложнением человеческих сообществ судьба отдельного человека
начинает зависеть от судьбы все большего числа людей