16a13b01     

Руденко-Десняк А - Мир Спасет Добро



А. РУДЕНКО-ДЕСНЯК
"МИР СПАСЕТ ДОБРО..."
(Несколько слов от составителя)
Эта фраза записана на магнитофонную пленку перед самой смертью Нодара
Думбадзе: он продолжал думать о главном деле своей жизни - литературе, о
том, ради чего она существует, что должна давать людям.
Полемика с известным высказыванием Ф. М. Достоевского "красота спасет
мир"? Н. Думбадзе, при всем его острословии, не был полемистом по натуре,
да и на слова, произнесенные великими, покушался с большой осторожностью.
Но то, что казалось ему дорогим и важным, отстаивал твердо,
последовательно, упорно - и в немногочисленных речах, и, главным образом,
в своем творчестве.
Времена меняются, литература избавляется от "застойного" молчания,
распространявшегося на главное в нашей прошлой и нынешней жизни, книги и
журнальные публикации потрясают открывающейся в них правдой, а
произведения Нодара Думбадзе по-прежнему пользуются пристальным
читательским вниманием. И это при том, что в них никогда не было
публицистически очерченной проблемности, которая так импонирует
современному читателю, а социальность его прозы представала все-таки
большей частью в весьма и весьма опосредованном виде (прямая актуализация
жизненного материала в некоторых эпизодах "Закона вечности" большого
успеха автору не принесла).
Чем же этот писатель "брал"? Чем он "берет" сегодня?
Ответить на подобные вопросы всегда сложно, потому что писательская
популярность таит в себе некую извечную загадку (проблематично само
совпадение вкусов огромного числа людей). Юмор, доброта, неназойливость
"морали" при ясности убеждений, искренний интерес к заботам самого
обычного, "рядового" человека - все это присутствует в произведениях
Н. Думбадзе, обеспечивая им достойное место в нашей сегодняшней литературе
и в сознании большой читательской аудитории. Гораздо труднее найти
рациональное определение для самой атмосферы этой прозы, атмосферы
празднично-поэтичной, о каких бы драматических событиях она ни
повествовала, ибо само мировосприятие, свойственное писателю и человеку
Нодару Думбадзе, отличалось непреходящей талантливостью; походя брошенная
реплика могла быть освещена все той же искрой божьей. Он жил щедро и
талантливо, как и его герои. От этого человеческого качества не
обязательно зависит качество литературного письма (писал он, как и все,
по-разному). Ну, да, перефразируя известную пословицу, скажем, что лучше с
веселым человеком потерять, чем со скучным найти. Похоже, многочисленные
поклонники Н. Думбадзе придерживались и придерживаются такой же точки
зрения.
Его смех и его голос зазвучали в недолгий период "оттепели" конца
50-х - начала 60-х годов. Он - подлинное литературное и социальное дитя
того времени (как и остальные "шестидесятники" грузинской и не только
грузинской литературы). Он заговорил от имени человека, осознавшего себя
таковым, а не угрюмым маленьким "винтиком" сталинской государственной
машины, и выразил неколебимую веру в конечное торжество светлых жизненных
начал, в справедливое переустройство жизни (поколение "оттепели", кстати,
и сегодня оказалось наиболее действенной силой, движителем позитивных
общественных процессов - случайно ли это?) Менялись времена, а герой
писателя и он сам продолжали смеяться над житейскими невзгодами, людской
глупостью, унылым безверием. Этот смех иногда казался неуместным и
шокировал критиков с безупречным эстетическим вкусом (который, т. е. вкус,
мог странным образом прямо отражать угрюмо-официальную точку зрения н



Содержание раздела