16a13b01     

Рубинштейн А Г - Короб Мыслей



А.Г. РУБИНШТЕЙН
КОРОБ МЫСЛЕЙ
1
Что хуже? - Прийти в театр с переполненным желудком и некоторой
сонливостью или с пустым желудком и стремлением к скорейшему окончанию
представления? То и другое зависит от времени обеда. - Бедное искусство!..
2
Мужчины гораздо чаще женщин заключают неравный брак, т. к. при таких
союзах мужчины надеются приобрести себе подданную, а женщины - боятся найти
себе властелина.
3
Многие воображают, что мелодия является в голове композитора ex
abrupto*, будь он занят даже чем-либо совсем другим. На самом деле это не
так: изобретение мелодии (темы, мотива) напоминает собой процесс зажигания
спички: от трения зажигательной массы о твердую поверхность вспыхивает
пламя, которое, пожирая дерево, превращается в свет. От трения музыкального
мышления о волю рождается музыкальная мысль, которая, будучи во всех своих
частях взвешена, изменена и обогащена, в конце концов образует из себя тему
(мотив).
4
Искусство - это Ева, подающая молодому художнику яблоко. Кто вкусит от
этого яблока - теряет рай своего душевного спокойствия и довольства.
Виноват в этом успех - эта вкрадчивая змея.
5
Существует молитва: "Боже, не посылай человеку столько горя, сколько
он в состоянии вынести". Совершенно верная молитва, которую, однако,
человек не может произносить достаточно часто.
6
Вечно женственное приближает нас к земному.*
7
Роан говорил: "Roi ne puis, Prince ne daigne, Rohan je suis"**. Я же
говорю: "Dieu ne puis, Roi ne daigne, Artiste je suis"***.
8
Что такое поэзия? Она рифмуется, но она - не правда. А истина? Это -
правда, но она не рифмуется.
9
Кто вкусит от древа познания, тот теряет рай наслаждения.
10
Людоедами бывают не только одни каннибалы: и остальные люди пожирают
друг друга. Причем каннибалы, в отличие от остальных людей, избрали себе
только тело - значит, не самое благородное, что имеется в человеке.
11
Каждая женщина для меня - Ева. Но я всегда готов ей сказать: "Ave".*
12
Мыслители и ученые держат голову опущенной вниз и большей частью
смотрят вперед перед собой. Художники и поэты держат голову откинутой назад
и обыкновенно смотрят вверх.
13
Кто вкушает от древа познания, тот теряет рай наслаждения.
14
*
и так далее. Также и в жизни: все тоже самое, только в разнообразной
форме.
15
При воздухоплавании человек не может подняться выше известного
предела. В процессе мышления это замечается еще яснее.
16
"Quand je me juge, je suis tres severe; mais quand je me compare, je
deviens indulgent."** He знаю, чье это изречение, но при исполнении мною
моих произведений оно постоянно приходит мне на ум.
17
Чистому - все грязно.
18
Можно говорить много и красиво, не говоря при этом ничего
замечательного. В музыке это будет необычайно красивая инструментовка
незначительных мыслей, в живописи - большая золоченая рама к маленькой
ничтожной картинке.
19
Умереть - охотно. Только не одряхлеть.
20
Деспоты никогда не считают народ достаточно зрелым для свободы.
21
Композитору в настоящее время полезно работать ночью. Не затем, чтобы
мысли могли быть более свежими по прошествии дня, чем после ночи,
проведенной во сне, а потому, что ночью бывает полная тишина, в виду чего
композитору представляется возможность полной сосредоточенности. Днем же
из-за постоянного шума в доме и на улице музыкальное творчество делается
положительно невозможным. Композитор, если он живет не в особняке, слышит
музыку у своих соседей, в нижнем и верхнем этажах или на той же лестничной
п



Содержание раздела