Ростоцкий Станислав - Бой Идет Не Ради Славы
Станислав РОСТОЦКИЙ
БОЙ ИДЕТ НЕ РАДИ СЛАВЫ
На первый взгляд, вряд ли можно обнаружить точки соприкосновения в столь
разных киножанрах, как научная фантастика и "фильмы восточных единоборств".
Кажется, в футуристическом мире андроидов, бластеров и гигантских
межгалактических кораблей попросту нет места для боевых искусств, пусть даже
самых изощренных и совершенных, а легендарные японские шпионы-ниндзя неизбежно
покажутся смешными и архаичными на фоне роботов-трансформеров.
Однако не все так просто. И если повнимательнее приглядеться к образу
будущего, созданному в Голливуде и его малобюджетных окрестностях, то
неожиданно выяснится: даже в фильмах, действие которых происходит "давным
давно, в далекой галактике" или, наоборот, в необозримом будущем, мастера
рукопашных схваток не только присутствуют, но и чувствуют себя вполне
уверенно, не собираясь сдавать завоеванные некогда позиции.
Один из самых показательных примеров последнего времени - блокбастер Люка
Бессона "Пятый элемент" (1997). Даже в технологическом мире двадцать третьего
века решающим аргументом в противостоянии совершенной девушки Лилу
монстрообразным подручным диктатора Зорга становятся именно приемы кун-фу
(почерпнутые, к слову, из классических фильмов Брюса Ли, обнаруженных Лилу в
недрах компьютерной энциклопедии). Да и в более ранних шедеврах жанра
появлялось нечто подобное. Ту же самую Лилу, рыжеволосую и не по-девичьи
сильную героиню Милы Йовович, можно при желании назвать прямой наследницей
девушки-репликанта, чуть было не свернувшей шею герою Харрисона Форда в
"Бегущем по лезвию бритвы" (1982). Впрочем, в голливудских фантастических
фильмах боевые искусства играют по большей части роль пикантной приправы,
яркого штриха на кинополотне, призванного сделать и без того нереальный мир
еще более удивительным.
С точностью до наоборот подходят к проблеме на Востоке. Скажем, в
Гонконге, где кинематографисты издавна уделяли восточным единоборствам самое
пристальное внимание, регулярно появляются фантастические фильмы, где
персонажи сражаются друг с другом не на жизнь, а на смерть. Но там, в полном
соответствии с азиатской кинотрадицией, именно поединкам отводится
первостепенное значение. А фантастические сюжеты, специфический антураж и
визуальные эффекты лишь придают им большую выразительность. Проще говоря,
условности жанра позволяют героям бегать еще быстрее, прыгать еще выше и не
испытывать особенного дискомфорта от пулевых ранений. Примеров не счесть -
"Лунные воины" (1992), "Робофорс" (1988, этакая восточная версия
"Робота-полицейского"), недавний хит "Черная маска" (1997)... Из гонконгских
фильмов подобного рода, в первую очередь, имеет смысл обратить внимание на две
серии "Героического трио" (1993, на отечественном лицензионном видеорынке они
известны под названием "Палачи") - постапокалиптическую фантазию с элементами
мистики, где во всей красе предстают сразу три барышни, являющиеся
безусловными звездами гонконгского "рукопашного" кино - Мишель Йео, Анита Муи
и Мегги Чеунь. Честное слово, стоит посмотреть, как эти дамы летают по
воздуху, совершают головокружительные кульбиты и вырубают своих хорошо
вооруженных противников-мужчин. А кроме того, во второй части знатокам
кинофантастики будет приятно обнаружить недвусмысленные отсылки к классическим
фильмам Джеймса Камерона "Терминатор" и "Чужие" - но в весьма оригинальной,
сугубо азиатской трактовке.
Но вернемся в Голливуд. Американские фильмы, сочетающие в себе фантастику